О летней экологической школе «Таловка-2015»


О летней экологической школе «Таловка-2015» 04.09.2015

О летней экологической школе «Таловка-2015»

Cо 2 по 16 августа на территории кордона Таловка природного парка «Ергаки» проходила экологическая школа – «Таловка-2015». Это первый совместный проект КГБУ «Дирекция природного парка «Ергаки» и Красноярской Гимназии №1 «Универс». Значимость и актуальность подобных мероприятий продиктована современными требованиями в сфере организации образовательного пространства.

Традиционная учеба в классной комнате, как простое воспроизведение знаний уже не отвечает современным потребностям выпускника. В настоящее время отрабатываются альтернативные формы организации учебной деятельности, такие как выездные школы, уроки-практикумы, предметные модули, турниры, конференции и т.д.

Погружение в полевую биологию, непосредственное общение с живой природой через походы и активное ее изучение, наилучшим образом, с нашей точки зрения, способствуют формированию данных ценностей.

 С каждым годом на научно-практических конференциях разного ранга все меньше работ представлено по биологии и экологии, связанных с полевыми наблюдениями, с силу их специфичности и отсутствия специалистов, готовых сопровождать школьников в подобных исследованиях.

Есть еще несколько очень важных аспектов, которые призвана решать экологическая школа:

- формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека;

- ориентация в сфере эстетических ценностей предполагает воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы;

- ценность общения и взаимопомощи, взаимодополняемости всех участников школы, умения слушать, слышать и понимать друг друга.

С одобрения и стартовой поддержки природного парка «Ергаки» и Ассоциации заповедников и национальных парков Алтай-Саянского экорегиона наша школа успешно состоялась. Конечно, как и в любом новом деле не все получилось сразу, однако, есть результаты, о которых стоит рассказать.

На первом этапе цели достаточно просты и логичны – создать условия для проживания и обучения (кухня, туалет, жилье, учебное пространство); оценить возможности территории для организации полевых наблюдений и экскурсий; организовать погружение в культуру исследовательской деятельности по изучению живой природы.

В связи с этим вспоминаются наши первые полевые дни. До кордона добрались, «распаковывались» и разбрелись по домикам и палаткам мы уже темной ночью. Поэтому, осознание того, что наша школа находится в «очень правильном месте», пришло с восходом солнца, когда утренний воздух пронзили трубные звуки пролетающих над нами журавлей, и мы воочию увидели сразу семь этих грациозных птиц. Незабываемое  зрелище! Несомненно, эстетическая сторона учебного процесса, проходящего в природе, дело далеко не последнее, но и осознание, того, что перед нами очень редкий вид, внесенный в Международную Красную книгу, усиливал впечатление. Благодаря охранному режиму парка дикие животные здесь не преследуются человеком, поэтому живущие на Таловке журавли практически не боятся людей, а у нас появилась возможность наблюдать за их поведением не только через бинокль, но часто и невооруженным глазом. Теперь все дети нашей школы легко отличают журавля-красавку от других птиц.

Пожалуй, надолго запомнится ученикам и самая первая обзорная лекция в первый день работы нашей экошколы, которая касалась истории создания парка «Ергаки», особенностей природы данной местности и, в частности, его животного мира. С высокого яра, где находилась наша учебная беседка, открывался прекрасный вид на долину реки Ус, окаймленную цепью гор. Хорошей иллюстрацией к нашему занятию было появление в этот момент в поле зрения дикого кабана, который буквально в 200-250 м очень спокойно перебрел по мелководью на остров и затем переплыл через основную протоку на противоположный берег.

Глядя на эту красоту, на этих свободно живущих зверей и птиц, проникаешься чувством гордости за нашу школу, наш парк, наш край, за нашу Родину и сопричастности к общему очень нужному делу Охраны природы и экологическому просвещению и воспитанию.

В работе нашей школы приняло участие 18 учеников, которые разбились на «группы по интересам». Занятия вели сотрудники парка и учителя гимназии.

На протяжении работы школы с нами постоянно находился научный сотрудник природного парка «Ергаки» А.М. Хританков. Под его руководством велись наблюдения за рукокрылыми, проводился учет численности мышевидных грызунов и насекомоядных. По окрестностям кордона была проведена серия зоологических и обзорных экскурсий. В программе каждого дня была интересная лекция – беседа, в ходе которой частенько возникали вопросы, обсуждение которых перерастало в почти настоящие научные споры и дискуссии.

Под руководством А. С. Золотых ребята учились определять местных птиц по голосам и внешним признакам. Чтобы продолжить начатую работу весной следующего года они изготовили и развешали дуплянки.

С. Н. Моисеенко приоткрыл для нас тайны жизни пчелиной семьи, провел небольшой практикум по пчеловодству, организовал постановку простейших опытов и наблюдений за этими интересными животными. Полученные знания и приобретенные навыки закреплялись чаепитием вприкуску со свежим медом.

Бессменный фотокор нашей школы А. П. Громыко успевал регистрировать не только важные события школы, но и «ловить миг» меняющихся картин неповторимого местного пейзажа. Незабываемы уроки искусства под его чутким руководством. «Шедевры» создавались не только на бумаге, но и на камнях.

В ходе работы школы родилось несколько исследовательских проектов и появились авторы, готовые их развивать. Летучие мыши более всего привлекли Гаус Анну и Кутьина Никиту; идеи проведения исследовательской работы по пчелам оказались близки Мискевич Льву и Алексееву Никите, а птицами серьезно заинтересовались Минденко Марк и Стаканкин Артем. Орлов Виктор не только познакомился с методами изучения мелких млекопитающих и приобрел навыки самостоятельной исследовательской работы, но и собрал по-настоящему интересный научный материал.

Важно отметить и про положительные изменения, которые произошли с ребятами всего за две недели. Они научились слушать друг друга, уважать мнение собеседника, независимо от возраста, а на вопросы теперь пытаются отвечать лаконично и аргументировано. Живя в природе и находясь в согласии с ней, дети в последние дни «буквально на глазах» становились более спокойными, терпимыми и рассудительными. Коллектив школьников был разновозрастным, и проявление заботы о младших считалось делом чести старших учеников (или таковыми себя считающими) и значит более мудрых. А это уже говорит о положительных результатах приобретенного социального опыта и запустившемся механизме взросления.

В качестве заключительного аккорда работы летней экологической школы «Таловка-2015» была экскурсия в Каменный город. Каменные изваяния и легенды об их происхождении не оставили равнодушными наших учеников.

В перспективе данная школа рассматривается, как место проведения исследовательских работ по полевой биологии и экологии для школьников Алтай-Саянского экорегиона, где открывается возможность освоения различных методик, приобретения навыков самостоятельного исследования, оформления научной работы и подготовки исследовательского проекта. На базе данной школы можно проводить и небольшие выездные акции экологической направленности, например, День Леса, День Земли, День птиц и т.п.

Руководитель школы Т.С. Денисова


Возврат к списку


 pojertvovanie.jpg


Заповедник "Саяно-Шушенский"AltaiZapovedniik.pngazasNew.pngНациональный парк "Шушенский бор"Дирекция ООПТ Хакасииkat.jpgКГБУ Дирекция Красноярского краяэмблема Шорский национальный парк.jpg
Tigerek1.jpg Tunguskii.jpgЗаповедник «Убсунурская котловина»Заповедник "Хакасский" Лого Куз Алатау.jpg   ЕргакиCentralnosibirskii.jpg stolbi.jpg
  Яндекс.Метрика