Работа победителей конкурса "Зеленый учитель 2011"Арнст Натальи Андреевны и Булахтиной Татьяны Геннадьевны

Конкурсы
Конкурсы Ассоциации заповедников и национальных парков Алтай-Саянского экорегиона

04.07.2011

Работа победителей конкурса "Зеленый учитель 2011"Арнст Натальи Андреевны и Булахтиной Татьяны Геннадьевны

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Куйбышевского района – Дом детского творчества 

фото 1.jpg

Кирзинский заказник Новосибирской области

Номинация: сценарий внеклассного занятия
Форма мероприятия: позновательно-игровая
Целевая группа: для детей 8 класса

Арнст Наталья Андреевна,
Булахтина Татьяна Геннадьевна – методисты Куйбышевского ДДТ.
Новосибирская область, г.Куйбышев, ул.Партизанская,25,
тел. 8 (38362) 63-770
е-mail: ddt.tatyana@ mail.ru


Куйбышев
2011

Пояснительная записка

В результате воздействия человека на природу на нашей планете возникла угроза экологического кризиса. Поэтому с большей остротой встаёт вопрос об экологическом воспитании подрастающего поколения. Внеклассное занятие «Кирзинский заповедник Новосибирской области» проводится с целью развития экологической грамотности учащихся, формирования их экологической культуры. Внеклассное мероприятие расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения.

Данная разработка представляет собой методику ознакомления с разнообразием редких и исчезающих видов животных и охраной среды их обитания; водоплавающей и болотной дичи; обитателями водно-болотных угодий.

Разработка может быть рекомендована педагогам Дома детского творчества, учителям географии общеобразовательных учреждений, студентам педагогических колледжей и высших учебных заведений для работы с детьми среднего школьного возраста. Разнообразные задания помогут детям в интересной игровой форме углубить знания о своём крае, полученные на уроках географии по теме «лесостепь», «степь», «водные ресурсы Новосибирской области».

При подготовке детей к занятию педагогу дополнительного образования или учителю необходимо обратить внимание на умение детей:
- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- использовать жизненные знания детей;
- вести наблюдения;

Преимуществом внеклассных занятий данного рода является:
- развитие познавательного интереса к заповедным уголкам родного края;
- знание основных особенностей географии Куйбышевского и Барабинского района Новосибирской области (водные артерии, расположение районов области, ориентирование по карте);
- отработка навыка самостоятельной работы, навыка творческой деятельности.

Тема: Кирзинский заказник Новосибирской области

Цель: пропаганда бережного отношения к природе

Задачи:

  • расширить знания о близлежайшем заказнике «Кирзинский»;
  • познакомить с редкими и исчезающими видами животных, птиц, растений;
  • развивать познавательную активность путём вовлечения детей в самостоятельный поиск информации по данной теме;
  • содействовать воспитанию бережного, ответственного отношения к природе.

Оборудование, оформление и реквизит:

  • плакат
  • слайды «Звери», «Птицы», «Рыбы»;
  • дипломы для победителей;
  • карта с границами заказника;
  • кроссворд оформленный на листе бумаги формата А4

Технические средства обучения:

  • магнитофон;
  • кассета с записью шума леса, голосов лесных птиц, журчание ручья;
  • мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Предварительная работа с детьми по теме заповедники (заказники). Настрой ребят на самостоятельный поиск информации по теме занятия.

План мероприятия:

1. Вступительное слово педагога. Цели и задачи занятия

Стихотворение Л. Крауз, учителя географии г.Читы, – переходный мостик к беседе о заказнике «Кирзинском», который находится ближе всего к нашему городу Куйбышеву.

2. Познавательная часть: «Что вы знаете о Кирзинском заказнике?»

2.1. История создания заказника;

2.2. Видовой состав животных, птиц, рыб, находящихся на территории данного заказника.

3. Игровая часть

3.1.1 тур «Животный мир»

3.2. 2тур «Мир птиц»

3.3. 3тур «Мир рыб»

4. Подведение итогов (слова педагога, ведущего, жюри).

Ожидаемые результаты

В процессе участия во внеклассном мероприятии формируется чувство бережного отношения к природе, ответственности и гордости за нетронутую природу родного края, их малой Родины; развивается 1. познавательная активность, путём вовлечения детей в самостоятельный поиск информации.

2. Учащиеся познакомятся с заказником «Кирзинский», узнают о его расположении, площади данного займища, о редких видах животных и растениях, находящихся на данной территории и какие из них занесены в Красную книгу Новосибирской области.

Методы обучения (на основе дидактических задач)

Дидактическая задача

Методы обучения

Способ организации учебно-познавательной деятельности детей

Организационный момент

Объяснительно-внушительный

рассказ

Введение в конкурс

Мыслительно-воспроизводящий

Чтение стихотворения наизусть

Познавательная часть

Самостоятельный поиск информации

доклад

Игровая часть

1 этап «Мир животных» разгадывание кроссворда

2 этап «Мир птиц»

Конкурс на умение сопоставлять текстовое описание иллюстративному материалу

3 этап «Мир рыб»

Применение жизненных знаний

Метод творческого выполнения задания

Метод тренинга

Метод образного представления

Логически поисковый, метод быстроты реакции, метод обобщения и сопоставления

Метод проверки знаний, метод рассуждения, метод логически-поисковый

Объяснение, решение проблемной ситуации, тренировочные упражнения

Демонстрация, решение поисковых задач

Логические тренировочные упражнения

Подведение итогов

Слово педагога

Жюри

Награждение

Чтение стихотворения наизусть

Метод решения проблемных вопросов

Мыслительно-воспроизводящий

Объяснение

Вручение призов

Чтение стихотворения

Ход занятия

( На доске плакат со словами)
 Есть на свете уголки красивей,
Есть на свете лучшие края.

Только мне милее и любимей

Наша сибирская Земля.

1. Вступительное слово педагога

Сегодняшнее занятие посвящено государственному природному заказнику «Кирзинский», который находится в 30 километрах от нашего города Куйбышева (Приложение 1). Заказникохраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.

На данном занятии вы узнаете о его расположении, площади данного займища, о редких видах животных и растениях, находящихся на данной территории и какие из них занесены в Красную книгу Новосибирской области. Заказники существуют для того, чтобы сохранять, восстанавливать, воспроизводить основные охотничьи виды животных, сохранять среду их обитания, а также обеспечивать надлежащий режим водно-болотных угодий, имеющих международное значение в качестве местообитаний водоплавающих птиц.

Л.Крауз.

Уходим мы все дальше от природы,

Все меньше чтим мы нашу колыбель,

Кому же на планете солнце всходит,

Кому кукушки крик и жаворонка трель?

Живем мы все при пуповине вроде,

Ты этой хрупкой связи не нарушь.

Пока не поздно – обернись к природе.

В ней, матушке, спасение наших душ.

Познавательная часть: «Что вы знаете о Кирзинском заказнике?»

А сейчас слово предоставим ребятам, которые самостоятельно проработали материалы по данной теме.

1 ведущий. Государственный природный заказник федерального подчинения «Кирзинский» расположен в центральной части Барабинской лесостепи на территории Барабинского и Чановского районов Новосибирской области. Это единственный природный заказник федерального подчинения в Новосибирской области.

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством Российской Федерации государственных органов Российской Федерации и финансируются за счет средств федерального бюджета.

Кирзинский заказник создан 12 сентября 1958 года Главным управлением по охотничьему хозяйству и заповедному делу. Его площадь составляет 119 га. На территории заказника расположено более 50 озер, например, Табисс, Большое Щучье, Песчаное, не считая системы озера Чаны.

2 ведущий. Заказник организован для обеспечения режима и охраны водно-болотных угодий, имеющих международное значение. Для сохранения основных видов животных, водоплавающей и болотной дичи.

Видовой состав животного мира типичен для Барабинской лесостепи. Здесь обитают многие лесные виды – лось, косуля, заяц-беляк, барсук, лисица, колонок, горностай, рысь и жители степных районов – корсак, светлый хорь, тушканчики. Из птиц наряду с белой куропаткой и тетеревом встречаются характерные для открытых пространств – многочисленные виды гусей и уток, кулики, чайки, серый журавль, серая цапля, лебедь кликун, перепел.

Биологическое разнообразие составляет 2500 видов. На территории заказника обитает около 250 видов птиц, около 50 видов млекопитающих, 7 видов земноводных и 3 вида пресмыкающихся, 11 видов рыб. Количество видов растений неизвестно.

Многие животные, отмеченные в Кирзинском заказнике, занесены в Красную книгу Новосибирской области: например, красноносый нырок, малая выпь, пискулька, малый лебедь, савка, орлан-белохвост, беркут, сапсан, шилоклювка, черноголовый хохотун, белая сова, удод.

Из растений заказника наяда большая занесена в Красную книгу Новосибирской области, ковыль Залесского – в Красную книгу Российской Федерации.

Игровая часть

В игре принимают участие 3 команды. Количество участников каждой команды – 5 детей. Игра состоит из 3 туров. Жюри состоит из учащихся 9 класса в количестве 5 человек. По итогам 3 туров команды награждаются дипломами 1, 2, 3 степени.

1 тур «Животный мир» разгадать кроссворд (Ответ сверить с кроссвордом на слайде. Приложение 2) Фоном звучит музыка шума леса.

Кроссворд «Животный мир» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3

 И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1. Зверёк степной зоны с гибким удлиненным телом, очень изящным и подвижным, от куниц отличаются наличием белого цвета на кончике морды. Уши маленькие, округлые. Сам норы не роет, использует для житья чужие.

2. Окрас животного от рыжевато-бурого до палево-дымчатого, с более или менее выраженной пятнистостью на спине, боках и лапах. На брюхе волосы особенно длинные и мягкие, но не густые и почти всегда чисто белые с редким крапом. След типично кошачий, без отпечатков когтей.

3. За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.

4. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.

5. Пушистая зимняя шерсть зверька окрашена в однотонный яркий рыжевато-охристый цвет. На мордочке бросается в глаза ее белый конец и черная маска около глаз. Летняя окраска более темная. Грызуны, составляют основу питания.

6. Жир этого животного часто применяют при лечении простудных заболеваниях.

7. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.

По вертикали:

1. Небольшой зверёк типичного куньего облика с длинным телом на коротких ногах, длинной шеей и треугольной головой с небольшими округлыми ушами. Окраска меха покровительственная: зимой чисто белая, летом двухцветная — верх тела буровато-рыжий, низ желтовато-белый Как и ласка, на зиму белеет и лишь кончик хвоста остается черным

5. Животное получило название благодаря некоторому сходству с козой, у неё косо поставленные зрачки.  

2 тур «Мир птиц» сопоставить описание птицы - иллюстративному материалу. Фоном звучит музыка пения лесных птиц.

фото2.jpgКлюв и ноги тёмного цвета. Верхняя часть оперения рябая, коричневого цвета, бока и хвост рыжие. Шпоры на ногах отсутствуют. Являются оседлыми птицами, живут в открытой местности. Питаются разнообразными семенами, иногда насекомыми. Гнёзда устраивают на земле в виде выстланных углублений, расположенных в укромных местах. (куропатка)





фото 3 тетерев.jpgОтносительно крупная птица с небольшой головой и коротким клювом. Самцы выглядят заметно крупнее самок Самец легко узнаваем по блестяще-чёрному оперению с фиолетовым или зелёным отливом на голове, шее, зобу и пояснице, и ярко-красным бровям. Брюхо в задней части бурое, со светлыми вершинами перьев; подхвостье контрастно-белое. 

фото 4 тетерев-самка.jpgСамка пёстрая, рыжевато-коричневая с поперечными серыми, тёмно-жёлтыми и чёрно-бурыми полосами. Молодые птицы — как самцы, так и самки, обладают пёстрым оперением, состоящим из чёрно-бурых, жёлто-коричневых и белых полос и пятен (тетерев)









фото 5 дикие гуси.jpgВодоплавающая птица с перепончатыми лапами. Ноги и шея у них длиннее, чем у уток, клюв выше и более сжат с боков, а оперение у обоих полов не разное, а одинаковое. В их оперении сочетаются черный, белый, бурый и серый цвета. В полете их можно отличить по особому крику; летят они клином. Они устраивают гнезда на земле; о детёнышах заботятся и самка, и самец. (гусь)

фото 6.jpg

Водоплавающая птица (утка)








фото7.jpgСпинная сторона черновато-бурая с рыжеватыми каемками отдельных перьев, задняя часть спины и надхвостье черные. Зоб и грудь бурые с белыми крапинами, брюхо белесое. Бурое оперение груди образует на границе с белым цветом брюха по средней линии тела небольшой мысик в сторону брюха.
(кулик)



фото 6 чайки.jpgТелосложение ее стройное, полет легкий, маневренный, обычно довольно размеренный. Окрашена она в беловатые тона снизу, серовато-дымчатые сверху, с темно-коричневой головой и черными концами крыльев. (чайка)

фото 8 журавль.jpgЧастый герой русских народных сказок (серый журавль)

фото 9 серая цапля.jpgНа одной ноге стоит в воду пристально глядит (серая цапля)








фото 10 лебеди.jpgЗвенит, поёт, а не гитара, в воде живет, а не гагара. Он с головою русака и смотрит гордо, свысока,
Весь белый-белый, с черным носом, плывет по озеру по плесам
(лебедь кликун)

фото 11 шилоклювка.jpgКлюв у этой птицы длинный, тонкий, плоский и гибкий, загнут дугообразно вверх. Конец его острый. (шилоклювка)






фото 12 перепел.jpgСамый мелкий представитель куриных птиц, величиною со скворца. Ведет он исключительно наземный образ жизни и почти никогда не поднимается на крыло, предпочитая скрываться от врагов быстрым бегом и затаиванием в густой и высокой растительности. Лишь случайно удается вспугнуть его из травы, и тогда можно рассмотреть эту с шумом взлетающую короткохвостую птичку, напоминающую миниатюрную курочку. (перепел)



3 тур «Мир рыб» Перечислите 11 видов рыб, находящихся в водоёмах данного заказника. Правильность ответа сверьте с иллюстрациями слайдов. (Ответ приложение 3). Фоном звучит музыка журчания ручья.

Подведение итогов.

Педагог. Так что же такое заказник? Для чего они нужны?

Дети. Зака́зник — охраняемая природная территория, на которой под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.

«Кирзинский» заказник организован для обеспечения режима и охраны водно-болотных угодий, сохранения, восстановления основных охотничьих видов животных, сохранение среды их обитания, охраны мест массовых концентраций водоплавающей и болотной дичи и путей их миграции.

Педагог. Слово для подведения итогов предоставляется председателю жюри.

Награждение победителей дипломами 1, 2, 3 степени под музыку А.Н.Пахмутовой слова Р.Рождественского «Просьба»

Ведущий:

Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики, 
На тропинке солнечные блики, 
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба, 
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем, 
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю, берегите!

ЛИТЕРАТУРА

1. Воскресенский К.А. Особенности жизни в озёрах // Озероведение / Под. ред. Богословского Б.Б. М.: МГУ. 1960. с.299-321

2. Кравцов В.М. Донукалова Р.П. География Новосибирской области. Новосибирск.- 2000

3. Красная книга Новосибирской области: Животные, растения и грибы/ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Арта, 2008.

4. Тихомирова Н.Ф. //Педагогическое творчество. – 2008.- №11

5. Логинова Т.А., Васькина В.Н., Карпова Т.А. Поверхностные и подземные воды// Состояние окружающей среды в Новосибирской области в 2002 году. – Новосибирск, 2003. с.9-21

6. Ошмарин А.П., Ошмарина В.И. Экология. Школьный справочник. Ярославль: Академия развития. 1998, 240 с.

7. Атлас юного туриста Новосибирской области. М.,1996 

Приложение 1

Кирзинский федеральный заказник

фото 13 карта.jpg

Приложение 2

1 тур «Животный мир»

Ответ

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Х

 О

 Р

 Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Р

 Ы

 С

Ь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ж

 

 

 

 Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Л

 И

 С

 И

 Ц

 А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В

 

 

 

 Й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Л

 О

 С

 Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 К

 О

 Л

 О

 Н

 О

 К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О 

 

 

 

 Ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 С

 

 

 

 Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 Б

 А

 Р

 С

 У

 К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 З

 А

 Я

 Ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

3 тур «Мир рыб»

фото 14 карась.jpg
Карась
фото 15 щука.jpg
Щука
фото 16 окунь.jpg
Окунь
фото 17 ротан.jpg
Ротан
фото 18 сазан.jpg
Сазан
фото 19 линь.jpg
Линь
фото 19 судак.jpg
Судак
фото 20 лещь.jpg
Лещь
фото 21 подъязь.jpg
Подъязь
фото 22 чебак.jpg
Чебак
фото 23 язь.jpg
Язь


 фото 24 фотография.jpg

Арнст Наталья Андреевна
методист Куйбышевского ДДТ 1 квалификационной категории 
фото 25 фотография.jpg

Булахтина Татьяна Геннадьевна
методист Куйбышевского ДДТ 2 квалификационной категории 


Возврат к списку


Заповедник "Саяно-Шушенский"AltaiZapovedniik.pngazasNew.pngНациональный парк "Шушенский бор"Дирекция ООПТ Хакасииkat.jpgКГБУ Дирекция Красноярского краяэмблема Шорский национальный парк.jpg
Tigerek1.jpg Tunguskii.jpgЗаповедник «Убсунурская котловина»Заповедник "Хакасский" Лого Куз Алатау.jpg   ЕргакиCentralnosibirskii.jpg stolbi.jpg
  Яндекс.Метрика