Работа победителя конкурса "Зеленый учитель 2011" Бондаренко Инны Анатольевны

Конкурсы
Конкурсы Ассоциации заповедников и национальных парков Алтай-Саянского экорегиона

05.07.2011

Работа победителя конкурса "Зеленый учитель 2011" Бондаренко Инны Анатольевны

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Русская классическая гимназия» г. Саратова 

Программа дополнительного образования для обучающихя 7-8 классов «Саяно-Шушенский заповедник и его обитатели» 

Номинация:методическая разработка занятий; сценарии внеклассных занятий; игровые программы и экологические задачи, викторины, игры.
Форма мероприятия: позновательно-игровая
Целевая группа: для детей7- 8 класса


Бондаренко Инна Анатольевна
410012, г. Саратов, ул. Московская, дом 187, кв-ра 37.
д.т.(8452)418744, р.т.(8452)23-62-11, факс 236211,
е-mail:inna_bondarenko@ list.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Русская классическая гимназия» г. Саратова 


Саратов
2011


Пояснительная записка

Данный УМК состоит из серии презентаций, посвящённых флоре и фауне Саяно - _Шушенского заповедника. УМК будет интересен не только учителям-естественникам, но и классным руководителям, педагогам дополнительного образования. Занятия по данной программе можно использовать и как занятия по элективному курсу, и как классные часы, и как дополнительный материал к урокам по предметам: биология, экология, и как внеклассные мероприятия: КВНы, соревнования, игры, и т.п.

Все презентации сопровождаются анимированными картинками, которые вызывают большой интерес у подростков. Последние слайды презентаций нацелены на активизацию знаний: электронные викторины, игры, тесты, контрольные вопросы, головоломки, ребусы и т.п.

Для закрепления информации – электронные Тренажёры: «Ботаническая игра «Растения заповедника от «А до Я»», «Своя игра», зоологическая игра «Животные Красной книги заповедника от « А до Я».

Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для получения знаний, нового опыта и запланированных результатов, благодаря использованию интерактивных методов. Программа рассчитана на 1 час в неделю.  

Учебно-тематический план курса (1 час в неделю)

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов и вид занятий

Творческие, практические

занятия,

экскурсии

I

Введение

Слайд01.jpg

2 часа

(презентация, просмотр и обсуждение

ученических работ ).

«Причины и последствия аварии на Саяно-Шушенской ГЭС»-

самостоятельные презентации обучающихся.

II

Флора заповедника

5 часов

1

Древесные растения заповедника

Слайд01.jpg

1 час (презентация, обсуждение)

1. Практическое задание.

2. Викторина «Что ты знаешь о деревьях?»

3. Ребус.

4. Конкурс поделок из природного материала.

2

Травянистые растения заповедника

Слайд01.jpg

1 час (презентация, обсуждение)

1. Практическая работа: «Окраска белой ткани в любой цвет растительным красителем».

3

Растения заповедника из Красной книги

Слайд01.jpg

1 час

1.Тренажёр «Растения заповедника из Красной книги России»

4

Обобщение темы «Флора заповедника»

Слайд01.jpg

2 часа

1.Ботаническая игра «Растения заповедника от «А до Я»

2. Посещение музея краеведения (экскурсия в заповедные места)

III

Фауна заповедника

13 часов

1

Энтомофауна заповедника

Слайд01.jpg

1 час (презентация, обсуждение, контрольные вопросы)

1. Викторина «Насекомые заповедника»

2. Практические задания.

2

Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся заповедника

Слайд01.jpg

1 час (презентация, обсуждение, контрольные вопросы)

1.Викторина «Что ты знаешь о земноводных?»

2.Игра «Кто из бесхвостых амфибий обитает в заповеднике?»

3. Викторина « Что ты знаешь о пресмыкающихся заповедника?»

4. Игра «Назови «краснокнижных» рыб заповедника»

3

Птицы заповедника

Слайд01.jpg

1 час (презентация, обсуждение, контрольные вопросы)

1.Викторины «Назови курообразных и воробьинообразных птиц заповедника».

2. Головоломка

С. Гарднера.

3. Изготовление кормушек, скворечников.

4

Хищные птицы заповедника

Слайд01.jpg

1 час (презентация, обсуждение, контрольные вопросы)

1.Угадай-ка «Хищные птицы заповедника».

2. Практическое задание «Узнай птиц по силуэтам»

5

Насекомоядные млекопитающие заповедника

Слайд01.jpg

1 час (презентация, обсуждение, контрольные вопросы)

1.Викторина «Угадай насекомоядных заповедника»

6

Грызуны заповедника

Слайд01.jpg

1 час (презентация, обсуждение, контрольные вопросы)

1.Практические задания «Угадай грызуна по помёту и виду».

7

Копытные животные заповедника

Слайд01.jpg

1 час (презентация, обсуждение, контрольные вопросы)

1.Викторина «Копытные животные заповедника».

8

А

Б

В

Хищники Саяно-Шушенского заповедника.

Слайд01.jpg

Бурый медведь

Слайд01.jpg

Снежный барс

Слайд01.jpg

Волк

Слайд01.jpg

4часа (презентации, обсуждение, контрольные вопросы)

1.Практические задания «Определи след хищника».

2.Викторина «Хищники на картине Леонардо да Винчи».

3.Головоломка «Сколько кого».

4. Контрольные вопросы.

5. Тесты

6. Головоломки.

7. Презентации обучающихся.

б

Животные заповедника из Красной книги

1 час (презентация, обсуждение, контрольные вопросы)

1. Зоологическая игра «Животные Красной книги заповедника от « А до Я»

2. Оформление информационного стенда «Животные, которых не воскресить».

9

Обобщение темы «Звери и птицы заповедника»

Слайд01.jpg

1 час (презентация, обсуждение, контрольные вопросы)

1.Тренажёр «Своя игра».

ИТОГО:

20 часов

Ожидаемые результаты:

1. Учащиеся смогут рассматривать растения и животные как основную и главную часть окружающей их природы.

2. Знать: видовое разнообразие флоры и фауны заповедника; редкие виды; позитивные и негативные факторы, влияющие на их развитие.

3. Занятия по программе: снизят напряжённость, стресс, риск отравления грибами и растениями; исключат или уменьшат варварское отношение к зелёным насаждениям и братьям нашим меньшим; разовьют чувство прекрасного (знакомство с искусством и культурой народов мира); мотивации к сохранению окружающих видов.

4. Учащиеся приобретут следующие умения:

а) позволяющие участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края; проводить исследования, опыты и наблюдения;

б) обрабатывать данные и оформлять результаты в виде таблиц, рисунков, гербариев, коллекций, презентаций и т.п.;

в) сочинительства, ораторства и декламирования, инсценирования (сказки, стихи, рассказы и т.п.).

г) изготавливать элементарные домики и кормушки для птиц;

д) соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде. 

Отгадай ребусы

Ребус 1.1.jpg

1. Здесь зашифровано название редкого вида гриба, который исчез в связи с затоплением водами Саянского водохранилища. Его единственного нахождения на сегодняшний день - устье реки Сарлы. 

Ответ: мутинус собачий 





Ребус 2.2.jpg

2. Отгадайте название редкого вида мха, который встречается в заповеднике.

Ответ: лобария лёгочная





Ребус 3.3.jpg

3.Это растение ценится как лекарственное и мало в чём уступает женьшеню. В медицине используется как надземная, так и подземная часть. Из надземных частей готовятся отвары и примочки, использующиеся при лечении трахомы. Кроме этого, корневища используют при лечении сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, кожных заболеваний, туберкулёза лёгких, переломов костей и многих других заболеваний, как жаропонижающее, общеукрепляющее. Наружно применяется в виде примочек или мази для лечения ран, при коньюктивитах, кожных сыпях, нарывах. Сок корневищ используют при желтухе и как раноочищающее. Какое растение здесь зашифровано?

Ответ: родиола розовая 


Ребус 4.4.jpg

4. В этом ребусе зашифровано редкое растение, занесённое в Красную книгу России, а также Красные книги Республик Хакассия, Тыва и Алтай.  

Ответ: володушка Мартьянова 




4. Найди пару

Родовое название

Видовое название

1.

володушка

А

чуйский

2.

дендрантема

Б

шлемоносный

5.

остролодочник

В

средняя

6.

кандык

Г

перистый

7.

рябчик

Д

бородатый

8.

башмачок

Е

Мартьянова

9.

надбородник

Ж

русский

10.

рододендрон

З

венерин

11.

ятрышник

И

Паско;

12.

ковыль

К

даурский

13.

борец

Л

черная

14.

касатик

М

сибирский

15.

таволга

Н

Дагана

16.

аконит

О

безлистный

17.

чемерица

П

мышиный

18.

горошек

Р

выемчатолистная


Ответ: 1-е; 2-р; 3-а; 4-м; 5-н; 6-з; 7-о; 8-к; 9-б; 10-г; 11-и; 12-ж; 13-в; 14-д; 15-л; 16-п.

Родовое название

Видовое название

1.

шелкопряд

А

живородящая

1.

хариус

Б

беляк

2.

лягушка

В

бурый

3.

жаба

Г

воробьиный

4.

ящерица

Д

непарный

5.

соловей

Е

снежный

6.

сыч

Ж

ушастая

7.

кукушка

З

благородный

8.

сова

И

обыкновенная

9.

улар

К

алтайский

10.

козёл

Л

синий

11.

заяц

М

американская

12.

барс

Н

остромордая;

13.

олень

О

горный

14.

медведь

П

глухая

15.

норка

Р

сибирский

Ответ: 1-д; 2-р; 3-н; 4-и; 5-а; 6-л; 7-г; 8-п; 9-ж; 10-к; 11-о; 12-б; 13-е; 14-з; 15-в; 16-м.

6. Венгерский кроссворд.

Необходимо вычеркнуть все слова (название животных, обитающих в заповеднике) из сетки кроссворда, используя предложенные ниже, из букв оставшихся не вычеркнутыми вы получите ключевое слово – название животного, в честь которого Яном Гевелием в 1690 году было названо созвездие. Гевелий так комментировал выбор названия: «В этой части неба встречаются только мелкие звёзды, и нужно иметь глаза этого животного, чтобы их различить и распознать».



Л

Ш

Е

Л

П

Я

Д

Е

Н

И

И

П

О

К

С

У

И

Р

А

Ц

С

Р

У

С

А

Ч

Л

Е

Х

А

Т

Я

Т

А

Й

М

Е

Н

О

К

О

Д

С

И

Г

Ь

Н

С

Т

Е

В

Р

Т

Ё

С

О

Д

Я

Л

Р

Ё

Н

А

Л

И

М

Ь

Ё

Р

Ш

Р

Щ

И

Т

О

М

О

Р

Д

Г

Т

К

Ю

Д

А

Г

К

И

Н

О

К

А

Р

Я

Б

Ч

И

К

З

Л

А

Г

О

Р

И

Х

В

Б

Я

Ь

Л

Е

Т

Я

Г

А

О

Л

И

Я

К

О

Л

З

А

Р

С

Г

К

Н

О

Н

О

Ц

Я

О

Т

О

Р

Г

К

Л

А

Р

А

С

К

К

Н

Л

Ь

Л

А

С

М

О

А

О

О

У

С

Ы

Р

К

А

М

А

С

С

Х

А

Х

У

Щ

И

П

Х

У

Т

А

С

О

Б

О

Л

Ь

А

Л

А

Р

А

Г

Р

А

Б

А

К

Я

Й

Ь

гадюка

глухарь

кабарга

летяга

налим

росомаха

стерлядь

горностай

ёрш

косуля

ленок

осётр

рябчик

таймень

гольян

заяц

колонок

листовёртка

пищуха

сиг

хариус

горихвостка

зяблик

ласка

марал

пяденица

соболь

шелкопряд

щитомордник

Ответ: рысь. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимушкин И. Мир животных. Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся М.: Мысль 1995/

2. Аммосов Ю. Н. Сибирский шелкопряд (Dendrolimus superans sibiricus Tschev.) в Якутии // Хвойные деревья и насекомые дендрофаги. - Иркутск, 1978.

3. Белоусов В. И. Заметки о саянском высокогорном кроте. // Ежегод. Зоол. музея АН СССР, т.22, № 4, 1921.

4. Белоусов В. И. Медведи, беркуты и волки в западных Саянах. // Охотник Сибири, № 5-6, 1934.

5. Бардунов Л. В. Листостебельные мхи Алтая и Саян. Новосибирск, 1974

6. Бейчек В., Штясны К. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия. М.: Лабиринт-пресс.

7. Большая Советская Энциклопедия. Т. 13 

Под ред. Введенского Б.А. М. "Большая Советская Энциклопедия".1952.

8. Васильев А. Н. Редкие виды во флоре мхов заповедников “Столбы” и Саяно-Шушенского. // Изв. СО АН СССР, сер. Биол. науки. Вып. 6/1. Новосибирск, 1988.

9. Васильев А. Н. Географо-генетический анализ бриофлоры центральной части Южной Сибири. // Ботан. иссл. Сибири. Вып.1, Красноярск, 1992.

10.Википедия.

11.Власенко В. И. Высокогорные биоценозы Осевого Западно-Саянского округа (в пределах Саяно-Шушенского заповедника). // Эколого-фитоценотические особенности лесов Сибири. Красноярск, 1982.

12.Ганзак Я. «Иллюстрированная энциклопедия птиц». Прага: Артия 1974.

13.Дементьев Г. П. Отряд хищные птицы // Птицы Советского Союза. М.: Сов. наука 1951. Т. 1

14.Жизнь животных т.6. Птицы М.: «Просвещение» 1986.

15.Житлухина Т. И., Сонникова А. Е. Изменения флоры и растительности в зоне Саяно-Шушенского водохранилища.. // На-учн.-практ. конферен. Экологические проблемы Саянского террит.-произв. комплекса. Тез. докл. Абакан, 1988.

16.Завацкий Б. П. Зимние местообитания копытных в Саяно-Шушенском заповеднике. // Копытные фауны СССР. М., 1980.

17.Завацкий Б. П. Бурый медведь Енисейской тайги. Автореф. канд. дисс. М., 1986.

18.Завацкий Б. П. Роль волка в биоценозах Саяно-Шушенского заповедника. // Роль крупных хищников и копытных в биоценозах заповедников. М., 1986.

19.Завацкий Б. П. Современное распространение и численность снежного барса в Саяно-Шушенском биосферном заповеднике. // Редкие наземные позвоночные животные Сибири. Новосибирск, 1988.

20.Завацкий Б. П. Кабан в Саяно-Шушенском заповеднике. // Экологические исследования в заповедниках Южной Сибири. М.,1989.

21.Завацкий Б. П. Методические рекомендации по учету численности бурого медведя в горах юга Сибири. Шушенское, 1990.

22.Завацкий Б. П. Снежный барс западного Саяна и Кузнецкого Алатау. // Снежный барс. Алма-Ата, 1992.

23. Иллюстрированный определитель растений Средней России в 3-х томах — М.: Т-во научных изданий КМК, Ин-т технологических исследований, 2002. — Т. 1. Папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные (однодольные).

24.Ковалев Н. Г. Дерновые почвы высокогорий Саяно-Шушенского заповедника. // Динамика, структура почв и современные почвенные процессы. М.,1987, с. 138–150.

25.Красная книга Красноярского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Под общ. ред. Е. Е. Сыроечковского и Э. В. Рогачевой. Красноярск, 1995.

26.Куваев В. Б., Сонникова А. Е. Новый вид микростигмы (Microstigma Trautv., Brassicaceae) с западного Саяна. // Новости систематики высших растений. Т. 29, СПб., Наука, 1993.

27.Куваев В. Б., Сонникова А. Е. Новый подвид княжика (Atragene L., Ranunculaceae) из Сибири. // Бюлл. МОИП, отд. биол., т. 99, вып. 2, 1994.

28.Куваев В. Б., Сонникова А. Е. Высотное распределение сосудистых растений нижней части горного профиля в Саянл-Шушенском заповеднике (Западный Саян). // Ботан. журн., т. 83, №4, №11, 1998.

29.Красноборов И. М. Высокогорная флора Западного Саяна. Новосибирск: Наука, 1976.

30.Красная книга Российской Федерации М.: АСТ 2001

31.Красная книга Красноярского края: Растения и грибы – Красноярск: «Поликом», 2005.

32.Лесная энциклопедия: В 2-х т., т.2/Гл.ред. Воробьев Г.И.; Ред.кол.: Анучин Н.А., Атрохин В.Г., Виноградов В.Н. и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1986.

33.Лесная энтомофауна Саяно-Шушенского биосферногозаповедника. Красноярск, 1995.

34.Назимова Д. И. Алтае-Саянская горная лесорастительная область. // Типы лесов гор Южной Сибири. Новосибирск, Наука, 1980.

35.Научные исследования в Енисейских заповедниках по проблеме “Хищник - жертва”. Информ. мат-лы засед. Регион. Ученого Совета Енисейских заповедников. Шушенское, 1997.

36.Петров С. Ю., Стахеев В. А. Гнездование балобана в Саяно-Шушенском заповеднике. // Экология птиц в горах. Иркутск, 1992.

37.Попадьин В. П. Саяно-Шушенский биосферный заповедник: итоги и перспективы работ. // Редкие наземные позвоночные Сибири. Новосибирск, 1988.

38.Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка в 3 томах — М.: Изд-во иностр. и нац. словарей, 1959.

39.Рожков А. С. Массовое размножение сибирского шелкопряда и меры борьбы с ним. - М.: Наука, 1965.

40.Рябицев В.К. "Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири". Екатеринбург. Изд-во Уральского университета, 2000.

41.Степанов Н. В. Флора Северо-Востока Западного Саяна и острова Отдыха на Енисее (г. Красноярск). — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 2006

42.Соколов Г. А. Создать заповедник на берегу Енисейского моря. // Природа, № 10, 1967.

43.Сонннкова А. Е. Растительность Саяно-Шушенского заповедника. // Ботан. исследования в заповедниках РСФСР. М., 1984,.

44.Сонникова А. Е. Сосудистые растения Саяно-Шушенского заповедника. Флора и фауна заповедников. М., 1992.

45.Сонникова А. Е. Состояние популяций редких и исчезающих растений на территории Саяно-Шушенского биосферного заповедника. // Ботан. исследования в Сибири. Вып. 4. Красноярск, 1995.

46.Стахеев В. А. Саяно-Шушенский заповедник. // Охота и охотн. хоз-во, № 1, 1975.

47.Стахеев В. А., Ирисова Н. Л., Полушкин Д. М. Хищные птицы и совы заповедников Саян и Алтая. // Хищные птицы и совы в заповедниках РСФСР. М., 1985.

48.Стахеев В. А., Петров С. Ю. Алтайский улар в Саяно-Шушенском заповеднике. // Экология птиц в горах. Иркутск, 1992.

49.Юдин Б. С., Галкина Л. И., Потапкина А. Ф. Млекопитающие Алтае-Саянской горной страны. Новосибирск, Наука, 1979.

50.Флора Сибири. Т. 13: Asteraceae (Compositae) / Под редакцией И. М. Красноборова. — Новосибирск: Наука, 1997.

Флора и Фауна Заповедников СССР. Сосудистые растения Саяно-Шушенского заповедника, / А.Е. Сонникова - М., 1992. 

Бондаренко Инна Анатольевна.jpg 
Бондаренко Инна Анатольевна
учитель биологии и экологии высшей квалификационной категории
муниципального общеобразовательного учреждения «Русская классическая гимназия»


Возврат к списку


Заповедник "Саяно-Шушенский"AltaiZapovedniik.pngazasNew.pngНациональный парк "Шушенский бор"Дирекция ООПТ Хакасииkat.jpgКГБУ Дирекция Красноярского краяэмблема Шорский национальный парк.jpg
Tigerek1.jpg Tunguskii.jpgЗаповедник «Убсунурская котловина»Заповедник "Хакасский" Лого Куз Алатау.jpg   ЕргакиCentralnosibirskii.jpg stolbi.jpg
  Яндекс.Метрика