Работа победителя конкурса "Зеленый учитель 2011" Башуркиной Юлии Анатольевны

Конкурсы
Конкурсы Ассоциации заповедников и национальных парков Алтай-Саянского экорегиона

05.07.2011

Работа победителя конкурса "Зеленый учитель 2011" Башуркиной Юлии Анатольевны

Деловая игра «За охрану природы» 

Номинация:сценарий внеклассного занятия, игровой программы 
Форма мероприятия:позновательно-игровая
Целевая группа:учащиеся 6-8 классов

Башуркина Юлия Анатольевна
152964 Ярославская область, 
Рыбинский район,
посёлок Шашково, 
ул. Молодёжная, дом 3 кв. 20.
Тел.: 89610273831
е-mail: bashurkina@yandex.ru
учитель географии и биологии
Рыбинского района
Ярославской области

Шашково 
2011  


Пояснительная записка

«За охрану природы» - это деловая игра с элементами КВНа. Учащихся необходимо разделить на 2 команды по 5 – 6 человек. Каждая команда это организация, занимающаяся охраной природы. Дети 12 – 14 лет охотно играют роль взрослых. Но большинство конкурсов представлены играми с детскими элементами, что вызывает интерес у участников. Так как с помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание. В ходе игры участники выполняя задания, получают баллы – Экобаксы. Победителем оказывается та команда, у которой в конце будет больше прибыль. Тема игры – Сибирь и заповедники. Особо рассматривается Саяно-Шушенский заповедник, как пример заповедника Сибири.

Цели

1.Познавательные:

  • Способствовать формированию знаний о заповедниках, о Сибири как уникальной части страны, о Саяно-Шушенском заповеднике;
  • Определение возможных путей решения экологических проблем.

2. Развивающие:

· Развитие творческих способностей;

· Развитие речи, памяти, воображения.

3. Воспитывающие:

· Воспитание бережного отношение к природе;

· Воспитание экологической культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение.

Участники

Учащиеся 6 - 8 классов.

Оборудование

  • Купюры номиналом 5, 10, 20, 50, 100 Экобаксов; (Приложение № 1)

  • Чистые листы формата А4, цветные фломастеры, карандаши;

  • Кружки зелёного и красного цвета; (Приложение № 2)

  • Экозвёздочки – карточки с вопросами; (Приложение № 3)

  • Буклеты; (Приложение № 4)

  • Презентация; (Приложение № 5)

  • Компьютер, проектор.

Предварительная подготовка

Сформировать две команды. Командам придумать название и рекламу своей команды – природоохранной организации.

                                                     

Ход игры

Слайд001.jpg
Добрый день всем участникам игры! (Слайд № 1)

Мы с вами живём на уникальной планете Солнечной системы, имя которой Земля. Только на ней имеется жизнь. Достаточно крупную часть всей суши планеты занимает наша страна - Россия. А большая часть страны приходится на Сибирь. (Слайд № 2)

Слайд002.jpg

Сибирь – это огромная территория, покрытая тысячами километров лесов, изрезанная величественными реками и горными массивами, крупнейшие на планете девственные зоны не тронутые индустриальной и иной деятельностью человека, разнообразие флоры и фауны, заповедные места. Уже много веков Сибирь является кладовой нашей страны. Сибирь - это воздух, рождаемый сибирскими лесами, которым дышит все живое на земле. Сибирь - это чистая вода, в которой и сейчас весь мир испытывает жажду. Сибирь - это земля, которая в состоянии усыновить и прокормить все человечество. Сибирь - это хлеб и мясо, меха и нефть, уголь и газ, золото и алмазы, уран и алюминий. (Слайд № 3)

Слайд003.jpg

Но величавый хан - Алтай, дремучие Саяны, сказочно священный Байкал, героический пейзаж Столбовского заповедника и многие другие действительно прекрасные уголки Сибирского края требуют неотложной охраны.

Этой теме и посвящена сегодня наша игра.

Каждая представленная здесь команда это новая организация, занимающаяся охраной природы. Вам предстоит выжить в современном мире, не разориться и заработать как можно больше денег, так как любая деятельность, в том числе и природоохранная невозможна без вложения средств. Вы будите выполнять разные задания и за это получать Экобаксы. Победит та организация, которая окажется с большей прибылью. А начислять и выдавать Экобаксы будет специальная комиссия экономистов. (Представление жюри

1. Конкурс. «Знакомство»

Известно, что хорошее название обеспечивает 50 % успеха, а хорошая реклама и того больше. Итак, первый конкурс, который был вашим домашним заданием – придумать название и рекламу своей организации в любой форме. За это вы можете получить до 50 Экобаксов.

2. Конкурс. «Мозговой штурм»

Хорошие специалисты должны отлично ориентироваться в сфере своего труда. Вам сейчас будет показана презентация, об истории образования заповедников и как пример охраняемой территории о Саяно–Шушенском заповеднике. Вы внимательно смотрите, и слушайте сопутствующий рассказ. После вам предстоит выполнить задания, ответить на вопросы и заработать.

(Рассказ с презентацией

            

Слайд004.jpg

Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относится к временам правления на Киевской Руси великого князя Мономаха (конец XI – начало XII века). (Слайд № 4) В период царствования царя Алексея Михайловича Романова к западу от Москвы существовала “Кунцевская местность” – заповедная сторона, строго охраняемая для царских охот. Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I . Его указаниями запрещалась вырубка деревьев около больших рек. Он также начал регулировать рыболовство и охоту. Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники. Известны заповедники графов Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи на настоящие заповедники: в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования.



Слайд005.jpg
В конце ХIХ века развернулось движение за создание государственных заповедников. (Слайд № 5) В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский. (Слайд № 6) К 1935 году в стране работало уже более 50 заповедников. (Слайд № 7) К 1951 году в СССР было уже 128 заповедников. Несмотря на эти успехи, заповедному делу предстояло пережить кризисы. Дело в том, что с самого начала работы по созданию сети заповедников предпринимались попытки подчинить их деятельность сугубо практическим целям: акклиматизации и разведению хозяйственно-ценных животных с целью их “утилизации”. Значительная часть заповедников была закрыта, к 1953 году в СССР осталось всего 39 заповедников. (Слайд № 8)

К счастью, уже в 1962 году было принято “Положение о государственных заповедниках РСФСР”, в котором заповедникам вернули статус научно-исследовательских и природоохранных, а не хозяйственных учреждений. После этого сеть заповедников неуклонно расширялась. Заповедники стали принимать участие в международных экологических программах. Ряд заповедников был преобразован в биосферные и включился в международные исследования взаимодействия человека и природы. Огромное значение для охраны природы в России имело принятие в 1995 году Федерального закона “об особо охраняемых территориях”. В настоящее время сеть заповедников продолжает расширяться. (Слайд № 9 ) 

Слайд009.jpg

Сейчас в России насчитывается более 100 государственных заповедников, одним из них является Саяно-Шушенский.

Государственный природный биосферный заповедник “Саяно-Шушенский” был организован постановлением Совета Министров РСФСР в марте 1976 г. Он расположен в юго-западных частях Шушенского и Ермаковского районов Красноярского края и граничит на юге с республикой Тува. (Слайд № 10)

Слайд010.jpg






Слайд011.jpg
История создания заповедника связана с необходимостью сохранения соболя как ценнейшего пушного зверя. (Слайд № 11) Также в заповеднике изучается воздействие Саяно-Шушенского водохранилища на естественные экосистемы.

За время существования заповедника его площадь увеличивалась дважды и к настоящему времени составляет 390 368 га.

В 1988 году Саяно-Шушенский заповедник получил статус биосферного.




Слайд012.jpg
Основной охраняемый вид снежный барс. (Слайд №12) Животный мир заповедника чрезвычайно разнообразен, из них почти 100 видов являются редкими, исчезающими и включенными в Красную книгу. Большую часть заповедника занимают леса. Главная ценность — сибирский кедр. (Слайд № 13)Слайд013.jpg

На территории охраняемой зоны обитают занесенные в Красную книгу (Слайд № 14) снежный барс (ирбис), (Слайд № 15) сибирский горный козел (козерог), (Слайд № 16) беркут, (Слайд № 17) скопа, (Слайд № 18) алтайский улар, (Слайд № 19) балобан, (Слайд № 20) сапсан, (Слайд № 21) черный аист и многие другие. Многочисленны (Слайд № 22) марал и медведь, сибирский горный козел. В горной тундре обитает до 200 особей самой южной горно-таежной формы (Слайд № 23) северного оленя. На территории заповедника произрастают тысячи видов растений, десятки из которых также занесены в Красную книгу. Это (Слайд № 24) володушка Мартьянова, (Слайд № 25) дендрантема выемчатолистная, (Слайд № 26) остролодочник чуйский, (Слайд № 27) кандык сибирский, (Слайд № 28) рябчик Дагана, (Слайд № 29) венерин башмачок крупноцветковый, (Слайд № 30) надбородник безлистный, (Слайд № 31) неотгианте клобучковая, (Слайд № 32) ятрышник шлемоносный, (Слайд № 33) ковыль перистый, (Слайд № 34) борец двухцветковый, (Слайд № 35) борец Паско.

  А, теперь используя полученные знания, вам необходимо ответить на вопросы. По очереди для каждой команды звучит вопрос, за правильный ответ вы можете получить до 20 Экобаксов. Время на обсуждение 1 минута.

Вопросы для первой команды:

1. Когда был образован первый государственный заповедник? Как он назывался? (Слайд № 36)

2. Какая основная функция государственных заповедников? (Слайд № 38)

3. С какой целью создавался Саяно-Шушенский заповедник? Какой сейчас там основной охраняемый вид? (Слайд № 40)

Вопросы для второй команды:

1. Что из себя представляли частные заповедники в России? (Слайд № 37)

2. Почему к середине ХХ века многие заповедники закрылись? (Слайд № 39)

3. Какая природная зона занимает большую часть территории Саяно-Шушенского заповедника? Назовите распространённых представителей флоры и фауны. (Слайд № 41)

3. Конкурс «Чей голос?»

В Сибири, в том числе и в Саяно–Шушенском заповеднике обитает много разнообразных животных. Некоторых из них вы сейчас попробуете узнать по голосу. Вы прослушиваете голос животного. Думаете 10 секунд, на листках пишите название этого животного и сдаёте комиссии. За каждый правильный ответ получаете 10 Экобаксов.

1.    Голос № 1. (Слайд № 42)
Ответ Белка (Слайд № 43) 

Слайд043.jpg

2. Голос № 3. (Слайд № 44) 
Ответ Кабан (Слайд № 45)

Слайд045.jpg

3. Голос № 4. (Слайд № 46) 
Ответ Кукушка (Слайд № 47)

Слайд047.jpg


4. Голос № 5. (Слайд № 48) 
Ответ Лось (Слайд № 49)

Слайд049.jpg

5. Голос № 6. (Слайд № 50) 
Ответ Медведь (Слайд № 51)

Слайд051.jpg

6. Голос № 7. (Слайд № 52) 
Ответ Сова (Слайд № 53)

Слайд053.jpg

7. Голос № 8. (Слайд № 54) 
Ответ Суслик (Слайд № 55)

Слайд055.jpg

8. Голос № 9. (Слайд № 56) 
Ответ Волк (Слайд № 57)

Слайд057.jpg

9. Голос № 10. (Слайд № 58) 
Ответ Заяц (Слайд № 59)

Слайд059.jpg


4. Конкурс. «Эрудит»

Четвёртый конкурс «Эрудит». Вам необходимо разгадать ребусы и расшифровать названия животных и растений занесённых в «Красную книгу» и кроме того обитающих на территории Саяно-Шушенского заповедника. Ответ пишете на листке, время на один ребус - 1 минута. За каждый правильный ответ вы получаете 10 Экобаксов. 

Ребус № 1. (Слайд № 60)

Слайд060.jpg

Ответ: Филин (Слайд № 61) 

Слайд061.jpg




Ребус № 2. (Слайд № 62) 

Слайд062.jpg

Ответ: Ковыль перистый (Слайд № 63)

Слайд063.jpg

 






Ребус № 3. (Слайд № 64)
Слайд064.jpg 

Ответ: Манул (Слайд № 65)

Слайд065.jpg 

Ребус № 4. (Слайд № 66)
Слайд066.jpg 

Ответ: Махаон (Слайд № 67)

Слайд067.jpg 

Ребус № 5. (Слайд № 68)
Слайд068.jpg 

Ответ: Венерин башмачок (Слайд № 69)

Слайд069.jpg 





Ребус № 6. (Слайд № 70)
Слайд070.jpg 

Ответ: Снежный барс (Слайд № 71) 

Слайд071.jpg

Ребус № 7. (Слайд № 72)
Слайд072.jpg 

Ответ: Сапсан (Слайд № 73)

Слайд073.jpg 

Ребус № 8. (Слайд № 74)
Слайд074.jpg 

Ответ: Аполлон (Слайд № 75)

Слайд075.jpg 

Ребус № 9. (Слайд № 76)
Слайд076.jpg 

Ответ: Красный волк (Слайд № 77) 

Слайд077.jpg

На протяжении тысячелетий человек живёт в тесном контакте с окружающей его природой, притом постоянно являясь потребителем по отношению к ней. Однако в народной среде всегда существовали неписаные, но строго соблюдаемые правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т.е. нам, хватило рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха и солнца. Благодаря рациональному отношению к природе наших пращуров мы ещё имеем зелёный наряд планеты Земля. Было время, когда народные обычаи, традиции и поверья, связанные с природой, замалчивались, объявлялись вредными суевериями, вследствие чего мы почти полностью утратили народную природоохранную культуру. Этой теме посвящён наш следующий конкурс. «Народная мудрость». Свою мудрость народ выражал в пословицах, поговорках. Советы наших предков, всегда помогают. Надеюсь, помогут и вам в ваших начинаниях. Перед вами пословицы об охране природы, в каждой пословице есть одно подменённое слово, из-за которого пословица теряет свой смысл. Вам это слово необходимо найти и заменить на нужное, что бы получилась правильная пословица. За каждую верную пословицу вы получаете 10 Экобаксов. Время на обдумывание одной пословицы 30 секунд, ответы пишите на листах.

1. Растение – земле угощение (Слайд № 78)

Ответ: Растение – земле украшение (Слайд № 79)

2. Одно дерево срубил — посади берёзу (Слайд № 80)

Ответ: Одно дерево срубил — посади сорок (Слайд № 81)

3. Без хозяина земля – круглая горошина (Слайд № 82)

Ответ: Без хозяина земля –круглая сирота (Слайд № 83)

4. Лес да растения – зверю угощение (Слайд № 84)

Ответ: Лес да растения – зверю спасение (Слайд № 85)

5. Много снега – много сугробов, много воды – много травы (Слайд № 86)

Ответ: Много снега – много хлеба, много воды – много травы (Слайд № 87)

6. Врач природы тот, кто здоровье бережёт (Слайд № 88)

Ответ: Врач природы тот, кто леса бережет (Слайд № 89)

7. Лес - деревья и краса, береги свои леса (Слайд № 90)

Ответ: Лес - богатство и краса, береги свои леса (Слайд № 91)

8. Люби лес, люби свободу, будешь вечно мил народу (Слайд № 92)

Ответ: Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу (Слайд № 93)

9. Антенна на крыше — мир на земле (Слайд № 94)

Ответ: Аист на крыше — мир на земле (Слайд № 95)

6. Конкурс. «Экологический светофор» 

Итак, мы выяснили, что охрана природы очень важна. И каждый человек должен знать правила поведения в природе. Об этом следующий конкурс – «Экологический светофор». У вас имеются красный и зелёный кружки. Один из них необходимо будет поднять, после прослушивания определённого правила. Если вы считаете, что это оно неправильное, запрещённое, приносящее вред – подымаете красный кружок, если - полезное, правильное, помогает сохранить природу – зелёный кружок. За каждый верный ответ зарабатываете 5 Экобаксов. Время на обдумывание 10 секунд.

1. Если увидишь выпавшего из гнезда птенца, посади его на место. (Слайд № 96)

2. После похода в лес, отходы лучше оставить там, они могут пригодиться диким зверям. (Слайд № 97)

3. Если захочешь весной полакомиться берёзовым соком, после себя отверстие в коре замажь глиной. (Слайд № 98)

4. Не следует срывать много цветов, букет всё равно завянет. (Слайд № 99)

5. В лесу старые деревья с дуплами необходимо вырубать. (Слайд № 100)

6. Если долго нет дождя, нужно убить лягушку. (Слайд № 101)

7. Весной, для того чтобы быстрей выросла молодая трава – старую необходимо сжигать. (Слайд № 102)

8. В лесу нельзя шуметь, включать магнитофоны. (Слайд № 103)

9. Ядовитые грибы опасны для человека, если встретишь их в лесу - надо сбить ногами. (Слайд № 104)

7. Конкурс «Аукцион»

Любой человек потребляет природные ресурсы, но часто мы это делаем не экономно, не думая о последствиях. Природных ресурсов становиться всё меньше, а окружающая среда загрязняется всё больше. А ведь каждый из нас способен изменить ситуацию на планете к лучшему, особенно если будет действовать не в одиночку, а сумеет приобщить к своему примеру родителей, друзей, знакомых. Вы сейчас в течение 3 минут вспоминаете, придумываете способы экономии природных ресурсов дома. Затем по очереди называете эти способы, какая команда закончит последняя, та выигрывает «Аукцион» и получает выигрыш 50 Экобаксов. Конкуренция в современном мире актуальна.

8. Конкурс. «Мир будущего» 

Следующий конкурс называется «Мир будущего» - это конкурс творческих проектов. В течение 5 минут вам необходимо будет придумать и нарисовать «Экопарк будущего» Затем вы должны свой проект защитить. За этот конкурс можно заработать до 100 Экобаксов.

9. Конкурс. «Экозвёздочки»

Последний конкурс «Экозвёздочки» – это своего рода экзамен по охране природы, который должен пройти каждый участник организации лично. Перед вами звёздочки. На одном луче звёздочки имеется вопрос, на трёх других варианты ответов. Каждый участник команды по очереди подходит и выбирает звёздочку. Читает вопрос, обдумывает 10 секунд и даёт вариант ответа. Правильный ответ – 10 Экобаксов.

Подведение итогов

А теперь прошу командам сосчитать свою прибыль.

Итак, победителем становится организациям … (Объявление и награждение победителей)

Напоследок, чтобы вы не забыли, о чём мы с вами сегодня говорили, для вас памятки-буклеты. (Вручение каждому буклета)

 Приложение № 1

ЭКОБАКСЫ

Экобаксы.jpg

Приложение № 3

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗВЁЗДОЧКИ

Экозвёздочки.jpg

Экозвёздочки1.jpg

Экозвёздочки2.jpg

Экозвёздочки3.jpg

Экозвёздочки4.jpg

ЛИТЕРАТУРА

1. Барышникова Г. Б. «Наша зелёная планета», Ярославль, Академия развития, 2006.

2. Эколого-просветительская работа со школьниками в заповедниках и национальных парках. М., 1998.

3. http://www.vega-tur.ru/sayano-shushenskiy.html

4. http://serdcesayan.ru/

5. http://www.mirpriroda.ru/

Башуркина Юлия Анатольевна.jpg

Башуркина Юлия Анатольевна
Учитель географии и биологии
Муниципальное образовательное учреждение 
Шашковская средняя общеобразовательная школа

 


Возврат к списку


Заповедник "Саяно-Шушенский"AltaiZapovedniik.pngazasNew.pngНациональный парк "Шушенский бор"Дирекция ООПТ Хакасииkat.jpgКГБУ Дирекция Красноярского краяэмблема Шорский национальный парк.jpg
Tigerek1.jpg Tunguskii.jpgЗаповедник «Убсунурская котловина»Заповедник "Хакасский" Лого Куз Алатау.jpg   ЕргакиCentralnosibirskii.jpg stolbi.jpg
  Яндекс.Метрика