Положение о межрегиональном конкурсе «Помоги зимующим птицам»

Конкурсы
Конкурсы Ассоциации заповедников и национальных парков Алтай-Саянского экорегиона

13.11.2011

Положение о межрегиональном конкурсе «Помоги зимующим птицам»

Организаторы: Алтайская краевая общественная организация «Геблеровское экологическое общество», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Тигирекский», Межрегиональная благотворительная общественная организация «Сибирский экологический центр».

Цель – помочь птицам пережить трудные условия в зимний период, способствовать пробуждению интереса у школьников к миру пернатых, а также формированию экологической культуры и ответственного отношения к родной природе.

Сроки конкурса: 20 декабря 2011 г. – 20 марта 2012 г.

Участники: школьные и внешкольные природоохранные объединения (юннатские, эколого-географические, туристические кружки, школьные лесничества), инициативные группы.

Для участия в конкурсе необходимо до 20 декабря 2011 г. направить заявку (Приложение № 1) по электронной почте (teriology@yandex.ru) или позвонить по тел. 8-923-641-0088 Пожидаевой Людмиле.

Условия (задания) конкурса выполнять, опираясь на рекомендации Приложения № 3:

· Изготовить кормушки разных типов, используя разнообразные материалы.

· Выявить (продумать) наиболее эффективные места для подкормки птиц и разместить там кормушки.

· Использовать разнообразие кормов (в том числе корм, заготовленный в рамках предшествующего конкурса «Птичий дом», осень 2011 г.).

· Вести регулярное наблюдение за птичьими столовыми, обновлять в них корм.

· Вести датированный дневник («Птичий дневник») по каждой кормушке. В нем должен быть приведен список кормящихся видов, количество особей, поведение птиц, взаимоотношения между собой, по возможности указывать суточную активность.

· Подобрать информацию и провести урок (внеклассное мероприятие) о традициях подкормки птиц в России и других странах.

· Используя ваши наблюдения за птицами на кормушках, написать заметку (статью) в районную газету и школьную стенгазету о зимующих птицах вашей местности.

· Суперзадание. Вместе с детьми соберите информацию о способах зимней подкормки (биотехния) диких охотничьих птиц и зверей (охотоведческая литература, опрос местных охотников), актуальных для вашей местности. По результатам исследования, сделайте вывод о том, какие виды каким способом можно подкармливать зимой в вашей местности. Напишите небольшое реферативное сообщение (пример: в нашей местности встречаются охотничьи птицы и звери (перечислить виды), в условиях нашей пересечённой овражной, степной, лесной и т. д. местности возможны следующие биотехнические мероприятия по подкормке: вид — мероприятие и т. д.).

Отчет предоставляется на компактном диске и включает в себя:

1. информационную часть, заполненную в соответствии с Приложением № 2. Убедительная просьба: подготовить отчет в соответствии с приведенной формой, остальные варианты отчетов (вольный стиль изложения материала, презентации и т.д.) будут отклоняться организаторами;

2. фотографии, отражающие рабочие моменты: изготовление кормушек, заготовка кормовой базы, развешивание кормушек (или их обустройство ­– подкормочные площадки), подкормка птиц. При фотографировании птиц, старайтесь сделать снимки, на которых видно, что птица кормится на изготовленной вами кормушке, а не просто сидит на дереве, кусте и пр.;

3. копии статей из газет (на копии должны быть отчетливо видны: название газеты, номер и год выпуска, номер страницы публикации);

4. разработка проведения школьного/внешкольного мероприятия (с указанием авторства);

5. реферативное сообщение (при выполнении суперзадания).

Отчет необходимо выслать до 05 апреля 2012 г. по адресу: 656043 г. Барнаул, ул. Никитина, 111, каб. 47, Людмиле Пожидаевой и продублировать информационную часть отчета (без фотографий и статей) на электронный адрес teriology@yandex.ru.

При оценке отчетов организаторами будет учитываться творческий подход при выполнении заданий. Качество выполняемых заданий будет оцениваться, в том числе, по фотоотчету.

Критерии оценки работ:

· количество и разнообразие изготовленных и обустроенных кормушек (приветствуется инициатива при разработке конструкции для определенных видов птиц – синицы, воробьи, снегири, поползни, дятлы);

· разнообразие мест, где обустроены кормушки (кроме поселков, парков, дополнительные баллы будут начисляться за размещение птичьих столовых в ближайшем бору, колке, лесополосе);

· разнообразие птичьих кормов;

· количество дней наблюдения в «Птичьем дневнике» и полнота описания (в том числе определение видов птиц);

· проведение внеклассного мероприятия со школьниками (в том числе количество проведенных мероприятий);

· наличие заметки в районной газете и школьной стенгазете;

· взаимодействие с местными охотобществами, охотниками-любителями и др.;

· выполнение суперзадания, качество его подготовки.

Подведение итогов состоится 22 апреля 2012 года. Три лучших группы-участника будут награждены дипломами, методической литературой, оборудованием. Остальные получают диплом участника.

Контакты:

т.р.: 8 (385-2) 633-398, т.м.: 8-923-641-0088 – Людмила Пожидаева.

Если вы хотите получить консультацию орнитолога, обращайтесь:

gebler@inbox.ru – Олег Яковлевич Гармс.

Приложение № 1

ЗАЯВКА

на участие в межрегиональном конкурсе

«Помоги зимующим птицам»

Рабочая группа: (организация или инициативная группа)

ФИО руководителя:

Почтовый адрес (с индексом):

Телефон (в том числе моб.):

E-mail:

Район, с указанием населенного(ых) пункта, где предполагается проводить работу:

Я _____________________________________________________________

(Ф.И.О.)

подтверждаю участие в межрегиональном конкурсе «Помоги зимующим птицам» и готов(а) проводить запланированные в его рамках мероприятия.

Дата: «____» ___________________ 2011 г.

Приложение № 2

Отчет о проделанной работе

в рамках межрегионального конкурса «Помоги зимующим птицам»

Рабочая группа: (организация или инициативная группа)

Количество участников:

ФИО руководителя:

Почтовый адрес:

Телефон (в том числе моб.):

E-mail:

Мероприятия, проведенные в рамках конкурса:

1. Размещение кормушек

Дата

Место размещения кормушки

Тип кормушки (указать материал из чего сделана)

Кол-во участников

№№ фотографий в фотоотчете

20.12.11

4 кормушки в парке

тетрапак (4 шт.)

5

030 - 036

24.12.11

5 — в сельских огородах у детей

деревянная (3 шт.), тетрапак (2 шт.)

5

043 - 058

25.12.11

1— на краю села в колке

автоматическая кормушка с бутылкой (1 шт.)

3

059 - 064

26.12.11

2— в школьном дендрарии

деревянная (2 шт.)

6

072 - 079

2. Разнообразие кормов на кормушках

Вид корма

Кол-во использованного корма за истекший период, кг.

№№ фотографий в фотоотчете

Нежареные семена подсолнечника

около 2,5 кг.

024

Несоленое сало

1 кг.

025

Семена репейника

ок. 0,5 кг.

026

3. «Птичий дневник» (наблюдения (мониторинг) и уход за кормушками)

Дата

Населенный пункт

Место (урочище)

№№ фотографий в фотоотчете

Вид корма в кормушке

Наблюдения

15.01.11.

с. Покровка

Опушка бора на окраине села

012, 045 - 053

семена подсолнечника, пшено, несоленое сало

Стая свиристелей (15 особей) и 3 снегиря кормились на рябине; на кормушке 3 больших синицы клевали сало, семечки; поползень таскает семечки из кормушки.

25.01.11.

Барнаул

Парк «Юбилейный»

Группы рябинников (всего 7 особей) на диких яблонях, здесь же и большие стаи свиристелей (всего 12 особей); на кормушках много больших синиц; замечен седоголовый (зелёный) дятел, он тоже интересовался кормушкой с семечками...

4. Ход урока (внеклассного мероприятия) о традициях подкормки птиц с примерами.

Привести план мероприятия, указать литературу, использованную при подготовке, количество вовлеченных школьников, а также №№ фотографий в фотоотчете.

5. Суперзадание.

Привести реферативное сообщение с указанием источников информации и авторов-составителей.

6. Взаимодействие с местными егерями, охотобществами, охотниками-любителями и пр.

Указать было ли налажено сотрудничество в ходе конкурса.

Если «да», указать ФИО (полностью) и должности вовлеченных людей. По решению членов жюри, привлеченным специалистам будут направлены благодарственные письма, при активном содействии участникам конкурса.

7. Публикации

Название газеты

Название статьи

Дата

Ф.И.О. автора

* Курсивом обозначены примеры.

Приложение № 3

Где разместить кормушку? Посмотрите внимательно вокруг. Нередко бывает так, что рядом с нами во дворе дома, на улице, в ближайшем сквере есть места, уже по какой-то причине облюбованные птицами. Чаще всего это, конечно, воробьи и голуби, но не всегда.

Или вот, такой пример: кругом уже не малые сугробы, а то и ледяная корочка на снегу. Под ними погребены сорные травы с их многочисленными семенами — бесценный корм и спасение в зимнюю стужу для чечёток, снегирей, урагусов (длиннохвостых снегирей), белых лазоревок, (князьков), ополовников, овсянок и воробьёв. Стоит только разгрести в таком сорном и желательно малолюдном месте снег (даже ногой), как многочисленная пернатая братия не преминет воспользоваться таким подарком. Недаром птицы так любят собираться на выдувах, на этих маленьких пятачках, где снег из-за ветра не покрывает землю. Здесь они усердно «что-то клюют» незаметное нашему глазу — семена сорных трав.

Другой пример: зачем делать специально кормушку для воробьёв, когда под лоджиями первых этажей многоэтажных зданий, а часто и в иных подобных укромных местах никогда не бывает снега, всегда сухо и почти безветренно даже в сильную вьюгу. Вот здесь-то и спасаются воробьи. Остаётся только приносить сюда засохшие остатки хлеба (лучше размочить, отжать и измельчить), хлебные крошки, остатки разных круп и т. д. Ничего здесь не пропадёт, не будет заметено снегом и не останется без внимания птиц. Делая такие подкормочные площадки для воробьёв, вы отвлекаете их от специализированных синичьих кормушек. Эти кормушки могут быть размещены практически где угодно, синицы их всё равно найдут.

Чем кормить? Сельские жители, да и городские прекрасно знают, как синицы любят сало и мясо. Их пристрастие понятно. Всё же это насекомоядные птицы, хотя и ловко управляются с семечками. Вот и ответы: сало несолёное, семечки не жареные, кусочки сырого мяса.

На зерновых токах (или рядом с ними) при подработке пшеницы и других зерновых культур ещё с осени остаются россыпи семян всевозможных сорных трав. Здесь, при условии отсутствия снега при периодических сильных ветрах, образуется зимняя птичья столовая. Щеглы, коноплянки, снегири, урагусы, овсянки, чечётки, серые куропатки, полевые воробьи, иногда зеленушки и чижи, гости из далёких северных тундр — пуночки и лапладские подорожники вот неполный перечень прекрасных обитателей наших мест, которые делят с нами суровые невзгоды родины. Это, так называемые зернояды, но птенчиков летом они вскармливают насекомыми, а «зерно» клюют только с сорняков. Вот вам ещё один источник подкормки — семена сорных трав.

Говорить о ягодах, имея при этом в виду не только собственно ягодные кустарники (рябина, калина, бузина и др.), но и мелкие яблочки диких яблонь, наверное не приходится — это у всех на виду. Главные их потребители у нас в зимнее время — свиристели, снегири, дрозды-рябинники и несравненно более редкий наш гость с севера красавец щур.



Возврат к списку


Заповедник "Саяно-Шушенский"AltaiZapovedniik.pngazasNew.pngНациональный парк "Шушенский бор"Дирекция ООПТ Хакасииkat.jpgКГБУ Дирекция Красноярского краяэмблема Шорский национальный парк.jpg
Tigerek1.jpg Tunguskii.jpgЗаповедник «Убсунурская котловина»Заповедник "Хакасский" Лого Куз Алатау.jpg   ЕргакиCentralnosibirskii.jpg stolbi.jpg
  Яндекс.Метрика