Почему ёж - ёж, а ёрш - ёрш


Почему ёж - ёж, а ёрш - ёрш 17.04.2025

Почему ёж - ёж, а ёрш - ёрш

Сегодня нам кажется, что слова волк, лиса, заяц, лось, росомаха были всегда,  неизменно обозначая названия знакомых животных. Нам трудно представить, какое значение изначально они могли нести. Ведь каждое животное получило свое название не случайно, а по какой-то определенной причине. Понять эту связь помогает этимология – область лингвистики, изучающая происхождение слов. Хотя этимологические исследования часто опираются на предположения и догадки, поскольку невозможно доподлинно узнать, как все было в древности, они позволяют нам приблизиться к пониманию истории языка.

Вот на эту интересную тему 14 апреля в Верхнеусинской средней школе прошло эколого-познавательное мероприятие - «Почему ёж - ёж, а ёрш - ёрш», посвящённое этимологии названий животных.   Необычное занятие провел методист отдела экологического просвещения дирекции природного парка «Ергаки – Константин Хилько.

Ребятам была представлена красочная презентация, из которой они узнали об истоках названий «местных» зверей, птиц, рыб, насекомых. Почему именно так назвали то или иное животное? Кстати, само слово «животное» происходит от «живот». Не в том смысле, что у зверей есть животы - они, конечно, есть. Просто слово «живот» имело значение - «жизнь», все помним выражение: «Не пощадим живота своего за землю русскую». На уроке были рассмотрены примеры названий, связанных с внешними признаками животных, их повадками, средой обитания. Вот, к примеру, слово «лиса» образовано от «лис». И сегодня кое-где у нас бытуют слова лисый - желтоватый, залисеть - пожелтеть, т.е. лисицу так прозвали за жёлтый окрас шерсти. Или «цапля» - от «чапля». Ещё осталось от этого же корня слово "чапать", что значит "медленно ползти".

В ходе мероприятия ребята узнали о том, как менялись названия животных с течением времени, какие лингвистические процессы влияли на их формирование. Ребята с интересом слушали о том, как люди в древности, наблюдая за повадками зверей и птиц, давали им имена, отражающие их суть. Особое оживление вызвали примеры звукоподражательных названий, таких как кукушка, воробей,  бык. Да, «бык» - родственник «букашки». Оба этих слова основаны на звукоподражательном сочетании «бы», «бу», которыми древние индоевропейцы передавали гудение. Дети пытались имитировать голоса животных и разгадывали, какие из них послужили основой для названия.

Методист также рассказал о том, как на формирование названий животных влияли разные языки и культуры. Например, многие названия пришли из тюркских языков, что отражает тесные исторические связи народов, населяющих регион. Например,  слово «барсук» заимствовано из тюркских языков (по-татарски - бурсык) и буквально значит «серый». Животное названо так по цвету шерсти.

В конце занятия ребята смогли закрепить полученные знания и продемонстрировать свою эрудицию. Мероприятие оставило яркое впечатление и побудило детей к дальнейшему изучению мира природы и языка.

 

Константин Хилько, методист отдела экологического просвещения

КГБУ «Дирекция природного парка «Ергаки»

 


Возврат к списку


 pojertvovanie.jpg


Заповедник "Саяно-Шушенский"AltaiZapovedniik.pngazasNew.pngНациональный парк "Шушенский бор"Дирекция ООПТ Хакасииkat.jpgКГБУ Дирекция Красноярского краяэмблема Шорский национальный парк.jpg
Tigerek1.jpg Tunguskii.jpgЗаповедник «Убсунурская котловина»Заповедник "Хакасский" Лого Куз Алатау.jpg   ЕргакиCentralnosibirskii.jpg stolbi.jpg
  Яндекс.Метрика